Тигр — зверь редкий. Это утверждение равно справедливо и для хищников семейства кошачьих, и для немецких тяжёлых танков Второй мировой войны. Не считая машин, буквально собранных по запчастям, танков «Тигр» осталось всего шесть. По два в России и Франции и по одному в США и Великобритании. И только британский «Тигр» сегодня способен передвигаться своим ходом. Мы решили рассказать вам «биографию» этой машины.
Герой нашей истории «родился» в феврале 1943 года на заводе Henschel в городе Касселе. Относился он к танкам раннего типа, которые начиная с января 1943 года получили дымовые мортирки по бортам башни и кожухи выхлопных труб. Также на эти машины установили полный комплект тропических фильтров. Танк стал первой машиной данного типа, принятой на заводе в текущем месяце, и получил номер шасси 250112.
Машина с номером шасси 250112 стала одной из 20 «Тигров», включённых в состав 504-го тяжёлого танкового батальона, сформированного 8 января 1943 года. Её определили в 3-й взвод 1-й роты. Именно там на башню танка нанесли номер 131.
В марте 1943 года немецкое командование решило перебросить часть батальона в Тунис, где окружённый Африканский корпус вёл ожесточённые бои против англичан, американцев и французов. По ряду причин батальон отправился в Африку не в полном составе: в Тунис прибыла только 1-я рота, в общей сложности 11 «Тигров». К тому времени экипаж танка с башенным номером 131 провёл его небольшую модификацию, которая внезапно стала его визитной карточкой. На креплении запасных траков, расположенном на лобовом листе корпуса, они приварили ступеньку, чтобы на танк было легче забираться.
Карьера «номера 131» оказалась недолгой. Ситуация в Северной Африке для немцев становилась незавиднее с каждым днём. Контрнаступление вермахта в Тунисе захлебнулось, американцы смогли отбиться от «Тигров» 501-го тяжёлого танкового батальона и захватили один из танков совершенно исправным. Сейчас эта машина (башенный номер 712) находится в США.
Не клеилась боевая служба и у 504-го тяжёлого танкового батальона, который воевал в урезанном составе. На участке, где он действовал, в наступление пошли войска 1-й английской армии. С 21 апреля ожесточённые бои велись в районе Герат-эль-Атах. Солдаты 1-й английской пехотной дивизии 23 и 24 апреля яростно атаковали высоту, обозначенную как «высота 174». Поддерживали их танки Churchill III и Churchill IV из состава 48-го королевского танкового полка. В Тунисе английские пехотные танки, наконец, показали всё, на что были способны. Выяснилось, что они лучше всего подходили для боевых действий в гористой местности. И именно эти танки стали главным аргументом против «Тигров».
24 апреля танки 48 RTR (48-го королевского танкового полка) поддерживали атаку английской пехоты. «Тигры» начали обстреливать пехоту, и в этот момент британские танки открыли ответный огонь из своих длинноствольных 6-фунтовых орудий. Чтобы вывести из строя танк с башенным номером 131, понадобилось три попадания. Один снаряд скользнул по пушке и срикошетировал в крышу отделения управления, ранив механика-водителя и стрелка-радиста. Это же попадание вывело из строя радиостанцию. Второе попадание заклинило механизм наведения орудия по вертикали, третье пришлось на люк заряжающего. Экипаж немецкого тяжёлого танка покинул машину и с большим трудом ушёл с поля боя. Эвакуировать повреждённый танк немцам не удалось — мешала английская пехота. Так в руки англичан попал практически исправный «Тигр».
Используя запчасти с подбитых «Тигров», английские ремонтники вернули танк в полностью работоспособное состояние. Изучение машины началось прямо на месте. Далее на танк нанесли эмблемы 1-й армии и 48 RTR. Он стал одним из символов победы над Африканским корпусом. В октябре 1943 года танк доставили в Великобританию, где его подвергли подробному изучению. Также было составлено детальное техническое описание трофейной машины, занимающее более 250 страниц. Позже оно помогло при реставрации. Одним из результатов изучения стала разработка танка-истребителя Sherman VC (он же Sherman Firefly).
После изучения трофейная машина заняла место в танковом музее, расположенном в Бовингтоне, графство Дорсет. Как и многие другие аналогичные музеи при военных частях, он предназначался прежде всего для ознакомления военных с исторической техникой. Экспонаты долгое время находились на открытом воздухе, что серьёзно повлияло на их состояние. Кроме того, оригинальный двигатель Maybach HL 210 вытащили из танка и частично разрезали — из него сделали учебное пособие.
Времена меняются, постепенно менялся и танковый музей в Бовингтоне. Начиная с 1981 года началось его преображение, заработала реставрационная мастерская. Появились новые ангары, куда стали перемещать технику, ранее стоявшую на улице.
В 1990 году началась долгая эпопея, связанная с реставрацией «Тигра» № 131. Состояние его было далеко не идеальным. Для восстановления машины понадобилось долгих 13 лет. На неё установили двигатель Maybach HL 230 от тяжёлого танка Pz.Kpfw. Tiger II. Параллельно шла кропотливая работа по восстановлению интерьера машины. Наконец, в декабре 2003 года работы закончились. Теперь Бовингтон — обладатель единственного в мире «Тигра», находящегося в ходовом состоянии. Танк принимает участие в различных музейных мероприятиях, включая Tankfest и Tiger’s Day. Сотрудники мастерской при музее периодически приводят машину в порядок. Не стоит забывать, что «Тигр» обладает далеко не самым большим ресурсом. Чтобы он был исправным, им следует постоянно заниматься.
Отдельно стоит упомянуть участие бовингтонского «Тигра» в съёмках фильма Fury. Это единственная современная картина, в которой появился настоящий «Тигр». Стоит отметить, что танковый музей в Бовингтоне принял активное участие в съёмках. Тот самый танк Fury, «сыгравший» главную роль, тоже брали оттуда. Это средний танк M4A2E8, который ныне находится в отдельной экспозиции, созданной при участии Wargaming. Что касается «Тигра», он занимает почётное место в ещё одной экспозиции, созданной при участии Wargaming. Это Tiger Collection, где представлены практически все типы немецких тяжёлых танков и самоходных установок на их базе.
Напоследок стоит отметить, что трофей № 131 стал в некоторой степени культовой машиной. Благодаря тому что танк был очень подробно изучен, именно его упоминают в своих работах многие исследователи. «Тигр» с характерной ступенькой часто мелькает в различном виде — от постеров до пластиковых моделей. Больше того, не так давно построенный в Самаре полноразмерный макет «Тигра» полностью повторяет его облик, включая ту самую ступеньку.
Автор текста — Юрий Пашолок
Источники:
- Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
- Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
- Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
- Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001
- http://tiger1.info/event-page/131-captured
- http://www.tankmuseum.org
- http://blog.tiger-tank.com