Образ танка без гусениц и катков кажется абсурдным. Тем более нелепой выглядит боевая машина, приводящаяся в движение чем-то вроде огромных шурупов, закреплённых под днищем. На самом деле среди множества прочих идей, поступающих в отдел изобретений, винтовой (или шнековый) движитель был одним из самых здравых и жизнеспособных.
«Ведомый червяк» Григоренко
9 мая 1944 года, ровно за год до Дня Победы, гвардии старший техник-лейтенант Борис Григоренко доверил полевой почте итоги кропотливой работы. Адрес был краток: «Москва — Кремль». Автор предлагал новую концепцию ходовой части, которой были бы нипочём «преодолевание и форсирование топких почв, болот с зарослью, реки, озера, пески, снега и прочее». Он просил помочь сконструировать образец и испытать его в бою против гитлеровцев.
Изобретение носило звучное название «Ведомый червяк». Так Григоренко окрестил свой вариант движителя на базе древнего Архимедова винта. Он предлагал поставить боевую машину на стальные стержни со сплошной винтовой поверхностью. «Ведомый червяк является заменителем колес, гусениц, катков. При вращении червяка он стремится двигаться вперед, согласно своей извилистости», — рассуждал изобретатель. И этим было сказано всё. Ведь, по мнению изобретателя, танку на винтах должна быть свойственна идеальная проходимость. Причём Григоренко учёл и амортизацию на твёрдой поверхности, добавив в конструкцию ходовой части резиновые ролики.
Он сознавал, что является дилетантом: «Я не техник чертежник и у меня нет условия и возможности все досконально схемотически изложить изобретенное на бумаге». Автор надеялся, что в Москве доработку идеи поручат специалистам под его чутким руководством и явно рассчитывал, что и сам попадёт в столицу.
Подробности задумки Григоренко изложил в нескольких словах и сопроводил незатейливыми эскизами. Он предложил несколько вариантов внедрения «ведомого червяка». Первым шёл вездеход особой «лодкообразной» формы. Моторно-трансмиссионное отделение машины располагалось в носу. Там же находились носовая палуба и кабина водителя — судя по рисунку, застеклённая. На покрытой тентом площадке должен был размещаться груз массой до 2 тонн. Следом автор изобразил полуторку ГАЗ-АА, заменив винтами задние колёса грузовика. Правда, из всех возможных технических указаний на эскизе он сделал только уточняющую надпись на шине: «Ярослав. рез. комб. СССР». Наконец, «ведомый червяк» мог послужить ходовой частью и для танка, эскиз которого был абстрактен и комментариями не сопровождался вовсе.
Что ответили на сей счёт профессионалы — неизвестно, отзыва в архивах не сохранилось.
Винтовой танк Бекетова
Ещё дальше в своих замыслах шагнул инженер-технолог В. Бекетов. В августе 1942 года он направил в отдел изобретений Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) проект «винтового танка».
Описание машины предваряли рассуждения автора о том, каким должен быть идеальный танк. Большая огневая мощь, скорость, манёвренность, устойчивость, но главное — отсутствие уязвимых мест. Общая слабость всех танков — ходовая часть, и Бекетов решил, что нашёл способ её обезопасить: «Основной идеей для положительного разрешения этого вопроса считается такая, при которой созданный танк имел бы ходовую группу, являющуюся одновременно и броневым корпусом танка». По сути, изобретатель предлагал машину, представлявшую собой одну большую ходовую часть. При этом от гусеничного движителя следовало отказаться в пользу винтового.
Танк Бекетова выглядел как полый бронированный цилиндр, внутри которого располагались моторно-трансмиссионное отделение и место механика-водителя. Быстро вращаясь, цилиндр должен был обеспечить поступательное движение. Но этого было недостаточно с точки зрения автора. Он писал:«Данное рассуждение реально только в том случае, если два таких бронированных цилиндра соединяясь жесткой связью между собой будутиметь обратное друг другу вращение». Итак, речь шла буквально о танке из стальных труб различного диаметра и толщины.
Две из них, составляющие корпус машины, имели длину 6,2 м и диаметр 1,2 м. Минимальную толщину бронированных стенок Бекетов оценил всего лишь в 10 мм. Основания цилиндров заканчивались конусами. Между собой их соединяли четыре толстостенных трубы, а ещё две служили ходами сообщения для экипажа.
Цилиндры корпуса делились автором на части посредством переборок: «Эти перегородки служат для разделения отделений: моторного, боевого и управления. Помимо этого они являются ребрами жесткости цилиндров». Стремясь максимально рассредоточить «жизненные центры» танка по всему объёму корпуса, Бекетов поместил моторно-трансмиссионный отсек в середине. Доступ к двигателю обеспечивался изнутри с обеих сторон. Автор предлагал установить мотор на специальном металлическом каркасе. Пространство под двигателем отводилось для горючего и масла. Боевые отделения располагались под танковыми башнями, которых в проекте насчитывалось четыре — по две на каждый корпус. Изобретателя не интересовало, какие именно танки «обезглавят» ради его задумки. Он только уточнял, что в башнях должны стоять 45-мм пушки, спаренные с пулемётом.
«Установка четырех башен дает возможность создать мощную огневую защиту. С каждой стороны будут одновременно участвовать по две башни, а при некоторых углах, в случае необходимости, в одну цель могут быть направлены сразу три и даже четыре башни» — писал Бекетов.
Но всё же главной особенностью конструкции был винтовой движитель. Автор рассуждал о его выгодах — например, об автоматической регулировке удельного давления на грунт. При движении по снегу или болоту давление было бы минимальным, на твёрдой поверхности — максимальным.
Проектные характеристики своего детища Бекетов расписал достаточно подробно. 7-метровый корпус высотой 2,3 м при ширине в 3 м весил бы 28 тонн. При скромной толщине брони такая боевая масса была неудивительной. Дуэт авиационных моторов по 250 л/с каждый обеспечил бы винтовому танку предельную скорость до 50 км/ч. Ответ ГАБТУ на данный проект, как и на «ведомый червяк», остался неизвестен.
Отправляя свои идеи на рассмотрение, оба изобретателя считали, что сделали открытие. Между тем идея ходовой части на основе винта, или шнека, была старше их обоих. Первые образцы оснащённых ею машин создавались ещё в XIX веке. На рубеже столетий, в 1900 году, изобретатель Франц Дергинт получил привилегию (патент) на сани, движимые вращением шнека.
Уже после Второй мировой войны был создан ряд шнекороторных вездеходов. Некоторые из них используются и сегодня, являясь незаменимыми для поисково-спасательных работ в труднодоступной местности. А это значит, что некоторые фантазии можно воплотить в жизнь и поставить на службу людям.
Автор текста — Юрий Бахурин
Источники:
- Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 38. Оп. 11350. Д. 132;
- ЦАМО РФ. Ф. 38. Оп. 11350. Д. 483.