Последним крупным сражением между североамериканскими индейцами и потомками первых европейских поселенцев считается битва с показательным названием «Бойня на ручье Вундед-Ни». Это сражение, случившееся в декабре 1890 года, завершило череду так называемых Индейских войн, растянувшихся на три столетия. Племена краснокожих были покорены, термин «резервация» твёрдо укрепился в словарях американской и канадской лексики.
Нисколько не оправдывая жестокость европейских поселенцев и их потомков, нужно заметить, что индейцы Северной Америки тоже не были добродушными хлюпиками. На континенте ещё и духа белого человека не было, а племена краснокожих уже вовсю наносили друг другу визиты с томагавками войны наперевес. Современный историк рассказывает о весьма примечательном обычае, бытовавшем у племени черноногих. При рождении сына отец просил у солнца дать мальчику силу, храбрость и «пусть он лучше погибнет в битве, чем от старости и болезни!».
Штрихи к портрету индейского воина
Для индейцев война была не только способом обогащения или мести, но ещё и вопросом престижа. Тот, кто не воевал, — не заслуживал даже мизерного уважения. Когда некоторые кочевые племена переносили свой лагерь и у какой-то семьи не было лошадей, потому что их угнали враги или они умерли по какой-то причине, с ними делились родственники или вожди. Трусу или слабому человеку говорили: «Иди пешком!»
В отличие от утилитарного европейского подхода к тактике, индейцы щедро разбавили своё воинское искусство элементами магии, ритуалов и привнесли в него элементы своеобразного шоу. Например, нельзя было просто угнать лошадей у противника, было необходимо, чтобы он понял своё унижение. Поэтому индейцы перерезали верёвки, которыми были привязаны лошади, а не отвязывали их. Краснокожие с размахом праздновали уход на войну и успех своего похода. В случае неудачи и гибели вождя или известных воинов всё селение старались предупредить заранее, чтобы они встречали возвращавшийся отряд трауром.
Отдельно стоит отметить, что индейцы создали сложную систему подвигов. Если говорить коротко, то каждый поступок, совершённый индейским воином в сражении или набеге, имел свою ценность. К примеру, десять лошадей, угнанных из табуна, ценились меньше, чем одна, уведённая прямо от жилища врага. А ружьё, взятое у убитого, ценилось ниже, чем выхваченное из руки противника прямо на скаку. Наиболее любопытным вариантом подвига были так называемые «ку», распространённые у индейцев Великих Равнин. Суть его сводилась к тому, чтобы дотронуться до врага в бою или ударить его (рукой или палкой), но не убивать. Можно было также касаться и имущества противника. Пока индейцы воевали между собой, система «ку» процветала. Когда сражаться пришлось с американской армией, это стало приносить краснокожим героям больше проблем, чем славы.
С того момента, как индейцы Северной Америки начали широко использовать лошадей, угон и захват этих домашних животных стал одной из главных экономических причин военных походов. Молодой воин, собираясь завести семью, должен был подумать, как её обеспечить. Лошади для езды и перевозки имущества из воздуха не берутся. Чем многочисленнее и беднее была семья, тем активнее её молодые представители ходили в «лошадиные» походы. Хотя, конечно, трофеями становились не только лошади, у побеждённого врага можно было забрать всё что угодно. В том числе — женщин и детей.
Война ради мести ставила немного иные задачи: в этом случае нужно было убить как можно больше врагов. При этом собственные потери требовалось свести к минимуму, поскольку потеря каждого воина была ударом для племени и сильно его ослабляла. Индейцы, осознавшие, что битва принимает для них нежелательный поворот, предпочитали отступить. В целом их тактика была типичной партизанской войной: действия небольшими отрядами, стремительные налёты, быстрое отступление и набор военных хитростей.
Так индейцы воевали друг с другом, так они сражались и с белыми. И, по мнению некоторых современных историков, белые так никогда и не научились по-настоящему хорошо воевать с индейцами.
Под знамёнами бледнолицых
Интересным аспектом взаимодействия белых и индейцев были их военные союзы. Например, индейцы поддерживали и англичан, и французов во время франко-индейской войны, крупного колониального конфликта, случившегося в XVIII веке на территории будущих США и Канады. События знаменитого романа Джеймса Фенимора Купера «Последний из могикан» происходят как раз в это время, а среди его героев есть индеец-делавар Чингачгук и ирокез Магуа.
Одно из известнейших событий этой войны — разгром отряда британского генерала Эдварда Брэддока, случившийся 9 июля 1755 года. Английские войска под его командованием насчитывали 2000 человек. Их противниками был гарнизон форта Дюкен — 250 канадцев и 650 индейцев. Пока англичане пытались развить свой первоначальный успех в этом, казалось бы, предсказуемым и беспроигрышном сражении, индейцы напали из засады и обратили в бегство английский авангард. Бегущие солдаты врезались в основную колонну, войска сбились в кучу, так что канадцы и индейцы могли просто стрелять, зная, что любая пуля найдёт цель. Потеряв убитыми всего восемь человек, они уничтожили более 450 английских солдат.
Ещё один пример союза белых и индейцев — участие последних в войне за независимость США от Великобритании. Поначалу и американцы, и англичане старались не втягивать индейцев в боевые действия. Да и сами краснокожие сначала придерживались политики невмешательства. Один воин из племени сенека говорил: «Мы уже давно живём с американцами в мире и намерены жить так и дальше, пока сможем». Это было сказано примерно в 1775 году, и в это время количество индейцев в противоборствующих армиях действительно было небольшим.
Но так не могло продолжаться, индейцы были слишком внушительной силой, чтобы оставить их «за бортом». В 1777 году британцам удалось подарками и уговорами привлечь на свою сторону четыре из шести народов огромной Ирокезской конфедерации, а часть племён примкнула к американцам. Фитиль под Великим миром индейских племён был подожжён. Битва при Орискане, в которой американцы нанесли индейцам серьёзные (по их меркам) потери, убив 17 представителей племени сенека и ещё столько же представителей других племён, взорвала давний союз.
После этого индейцы самозабвенно бросились в бой, и началась кровавая баня. Английский король натравливал индейцев на мирных американских поселенцев, американцы в ответ устраивали карательные экспедиции на земли ирокезов, оставляя за собой выжженную землю. Белые люди всё активнее стали захватывать земли краснокожих, те в ответ убивали пришельцев. И, как будто этого было мало, индейские племена всё глубже погружались в междоусобные распри.
Победив в войне, новообразованные Соединённые Штаты Америки отказались признавать права на землю тех индейцев, которые выступали на стороне англичан. Да и со своими краснокожими союзниками у них в конечном счёте тоже гладко не получилось.
Путь слёз и смерти
XIX век стал временем финального натиска потомков европейских поселенцев на коренных американцев. В 1830 году американское правительство приняло Закон о переселении индейцев. Была обозначена так называемая Индейская территория западнее реки Миссисипи. Краснокожие должны были перебраться туда — хотели они этого или нет. В северной части США индейское население было менее многочисленно и более раздроблено, поэтому процесс переселения для них проходил не так сложно и драматично, как для коренных жителей южной части страны.
Яркий пример того, что происходило на юге, — история переселения Пяти цивилизованных племён. Индейцы народностей чероки, семинолы, крики, чикасо и чокто жили в юго-восточной части США и переняли многие обычаи и законы белых людей, за что и получили своё прозвище. Земли этих племён хотели заполучить поселенцы, на юге США появилось целое движение, требовавшее, чтобы индейцев выселили. Закон о переселении позволял сделать это без зазрения совести. Пяти народам приказали уйти на специально созданную для них Индейскую территорию.
Это переселение вошло в историю как Дорога слёз. В общей сложности по ней прошли более 50 тысяч человек. Никакого организованного перемещения индейцев не проводилось, расстояние в сотни, а то и тысячи километров людям пришлось пройти своим ходом. Голод, болезни, антисанитария и бандитские нападения были их спутниками. Одни только индейцы чероки похоронили на Дороге слёз несколько тысяч своих соплеменников.
Не все индейцы Пяти цивилизованных племён были согласны уйти со своих земель. История одного из них, молодого семинольского вождя Оцеолы, описана в романе Майн Рида и нашла своё отражение в кинематографе. Когда американцы готовили депортацию, Оцеола возглавил отряд примерно из сотни человек и начал войну с американцами. Вместе с ним восстали ещё несколько вождей. Началась Вторая семинольская война. Она длилась пять лет и потребовала от американцев немалых военных усилий, прежде чем сопротивление индейцев было подавлено.
И даже в конце XIX века, когда подавляющее большинство индейцев оказалось в резервациях, конфликты продолжались. В 1887 году племя сиу, загнанное в резервации недалеко от канадской границы, голодало и умирало от болезней. Американская администрация делала всё, чтобы окончательно сломить краснокожих и лишить авторитета их вождей. Нередко дело заканчивалось беспорядками и кровопролитиями. Показательна в этом плане цепочка событий, закончившаяся бойней на ручье Вундед-Ни, упомянутой в начале статьи.
Детонатором для трагедии стало убийство знаменитого вождя по имени Сидящий Бык, жившего в резервации Стэндинг-Рок (штат Южная Дакота). Причины уничтожения этого человека были абсолютно надуманными: единственная реальная вина Быка была в том, что он пользовался слишком большим авторитетом среди других сиу. Вождя убили не американские солдаты, а индейцы, работавшие на белую администрацию. Между ними и сторонниками убитого состоялся тяжёлый бой. Жители поселений поблизости от резерваций немедленно потребовали от армии принять самые жёсткие меры против краснокожих.
Жители соседней резервации, Пайн-Ридж, прекрасно понимали, чем подобные требования заканчиваются. Солдаты не станут разбираться, кто прав, кто виноват. Они будут стрелять и жечь дома. В страхе от такой перспективы несколько сотен индейцев из Пайн-Ридж сбежали на север. Войска догнали их на ручье Вундед-Ни и устроили побоище, стреляя не только по кое-как вооружённым краснокожим мужчинам, но по женщинам и детям. Новости о резне на Вундед-Ни вызвали длительные беспорядки, и только совместными усилиями краснокожих вождей и тех белых, которые сохранили здравый смысл, удалось избежать глобального восстания. События на ручье Вундед-Ни в 1890 году стали последним крупным вооружённым столкновением между белыми и индейцами.
Индейцам понадобилось ещё много десятилетий, чтобы вернуть себе звание полноправных членов общества. Но, к счастью, времена одеял, заражённых оспой, и договоров, главным доводом для заключения которых был виски, остались позади.
Автор текста — Владимир Пинаев
Источники:
- Индейская война на северо-западе США 1786–1795 годов. http://www.warconflict.ru/rus/new/?action=shwprd&id=1127.
- Потылико А. Cевероамериканские индейцы: жертвы собственного нравственного превосходства. http://www.mezoamerica.ru/indians/north/victims.html.
- Аверкиева Ю. Индейское кочевое общество XVIII–XIX вв. http://www.indiansworld.org/Nonmeso/indian_nomadic20.html#.VlVy5TJsim7.
- Уошберн У. Индейцы и американская революция. http://www.americanrevolution.org/ind1.php.
- Стукалин Ю. Индейцы Дикого Запада в бою. «Хороший день, чтобы умереть!». ЭКСМО, 2012.